Сытый голодного не поймет

Сытый голодного не разумеет“ – прекрасная и очень умная пословица. Говорится: сытый голодного не разумеет,— сказал Илья.— Пустяки! Ленин, т. 22, с. 355. В суде бываю часто, но не видал, чтобы голодные сытого судили… Сытый при полном желудке хвалит воздержание. Кто в нужде(обиде) не бывал, тот ее и не знавал — Кто въ нуждѣ (обидѣ) не бывалъ, тотъ ее и не знавалъ. Но в обращении с крылатыми словами требуется бо́льшая осторожность, чем при обращении с пословицами и поговорками.

Кому люба честь, тому бы в передний угол сесть; а голодного, хоть за порог, только дай пирог. Без хлеба не работать, без вина не плясать. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Пословицу сказал — дорогу указал. И в мое оконце засветит солнце. В гости ходить — надо и к себе водить. Для подкрепления своей позиции всегда можно найти подходящую пословицу или поговорку и тем усилить свое высказывание ссылкой на народное мнение.

Выразительные возможности крылатых слов велики, так как по набору выражаемых оценок (от иронии до патетики) они превосходят пословицы и поговорки, назидательные по своей направленности. В тексте они занимают то же место, что и пословицы и поговорки: заглавие, эпиграф, зачины и концовки всего текста или его фрагментов.

О том, кто, имея все, не понимает нужд, неудобств и желаний другого. В каждом большом городе, в любом деревенском захолустье нет-нет да и <откроют> ужасную, отвратительную, недостойную человека грязь, нищету, запущенность. Откроют, оповестят публику через «большие» газеты, поговорят денек-другой и забудут. Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии.

М. И. Михельсон. По мнению психологов и педагогов, на успешность обучения ребенка в школе влияет много факторов. Важнейший из них — уровень развития устной и письменной речи, воздействие которого на успевае­мость учеников неоспоримо.

Кто солгал с утра, будет лгать и вечером. Чему научишься в молодо­сти, пригодится и в старости. Умей взять, умей и отдать. Умеешь ссориться, научись и мириться.

Нахождение пословиц с похожим содержанием очень интересно для детей, особен­но если их познакомили с по­словицами о труде, учебе, лич­ных качествах человека. Педагог заранее вывеши­вает на доску пословицы раз­ной тематики. Дети выби­рают карточки, читают посло­вицу, объясняют ее смысл и определяют, к какой темати­ческой группе она относится.

Пословицы с похожим смыслом

Если ребенку пословица не знакома, то выполнение зада­ния у него вызовет большую сложность. Данное задание дети могут выполнять как на слух, так и письменно. Терпенье и пруд всё пере­трут. В связи с этим необходима сис­тематическая работа по фор­мированию у детей дошколь­ного и младшего школьного возраста представлений о вре­мени.

Май леса наряжает, лето в гости поджидает. Осознание временных и причинно-следственных отно­шений зависит от конкретно­го содержания каждого вре­менного эталона. Ниже подобраны послови­цы, отражающие причинно-следственные связи между природой и деятельностью че­ловека и характерные для каж­дого сезона признаки. Кто землю лелеет, того и земля жалеет. Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

Трус и таракана примет за вели­кана. У кого что болит, тот про то и говорит. Добро быть в радости и жить в сладости. Дружба крепка не лес­тью, а правдой и честью.

Слова с противоположным смыслом

К их употреблению предъявляются те же требования, что и к употреблению фразеологизмов: соблюдение формы, значения, стилистической окраски. Сила их воздействия состоит в том, что в них отражен многовековой опыт народа и поэтому среди них можно найти совершенно противоположные по смыслу. Ср.: не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня и работа не волк – в лес не убежит.

3) крылатые выражения – это извлечения из фольклорных и литературных текстов, а также (реже) публицистических и научных, способные функционировать вне своего текста. Как бы ни оторвалось крылатое выражение от своего источника, его связь с ним (смысловая и стилистическая) сохраняется и должна учитываться, в противном случае возникает ошибка. У Гоголя это выражение относится к женщине и звучит более чем иронически.

Слабость пословиц и поговорок – их открытая назидательность и частая повторяемость. Детям зачитывают непра­вильный вариант пословицы, просят найти в ней ошибку и дать правильный вариант. Кто в Москве не бывал, тот и красоты не ви­дал. Великолепно разумеет,— оттого и строг. М. Горький, Трое. Ему понять нельзя нашего брата, Иова многострадального; мороз в двадцать градусов, он скачет в санках, как ничего…